Конспекты уроков


1. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории “История России. ХХ век”

Для использования в учебном процессе можно предложить следующие варианты работы:

1. Каждый учащийся на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы. Данный вариант предполагает наличие компьютеров, количество которых соответствует количеству учеников.


На уроке каждый ученик работает с программой самостоятельно (в наушниках). Являясь фактически учебно-методическим комплексом, мультимедийный учебник по истории позволяет обеспечить учебными материалами и заданиями каждого учащегося. При этом учитель может выбрать для всякого ученика соответствующий индивидуальным познавательным возможностям уровень изучения материала (1-3 уровни). Сам учащийся в рамках своего уровня выбирает объем учебной информации: изучение не только основного материала учебника, а также дополнительной информации по интересующему историческому сюжету (документы, персоналии, терминология и т.п.). В то же время, он не станет останавливать лекцию для просмотра, например, определения уже знакомого ему термина, биографической справки известного ему исторического деятеля.


Для реализации более оперативной обратной связи, моделирующей методические приемы учителя при объяснении нового учебного материала, в лекции встроены специальные контрольные вопросы, которые:

- побуждают к внимательному и вдумчивому настрою при прослушивании основного учебного материала и позволяют изучить материал не “по диагонали” (ответ на вопрос может содержаться в только что прослушанном фрагменте лекции, в подписи к только что показанной фотографии и т.п.);

- побуждают к добросовестному изучению рекомендованного дополнительного материала (в этом случае ответ на вопрос может содержаться, например, в документе, о котором сигнализировала “бегущая строка”, а также в определении термина, в биографии и т.п.);


- играют роль небольшой паузы для отдыха, “структурирующей” лекцию (в этом случае преамбула к несложному так называемому контролирующе-обучающему тесту может содержать любопытную дополнительную информацию).

При неверном ответе на внутрилекционный тест ученик вынужден заново прослушать фрагмент лекции, содержащий ответ. Затем вопрос (или его вариант) задается повторно. В этом проявляется не столько контролирующая, сколько диагностирующая и коррекционная функция внутрилекционного тестирования, так как тесты не просто констатируют знание или незнание материала, а заставляют вернуться к его изучению снова.



Вместе с тем, в сетевой версии учебника предусмотрена возможность со стороны учителя выключить режим внутрилекционного тестирования. Это позволит сократить время, отведенное на прослушивание лекций и уложиться в урок.


2. Учитель ведет урок изучения нового материала, используя видеоряд учебника в качестве наглядных пособий (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, “оживающие” карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Урок проходит в форме лекции с использованием мультимедийного проектора или телевизора. Этот вариант используется при наличии одного мультимедийного компьютера в классе.


3. Традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными лекциями параграфа или другими материалами мультимедийного учебника. Работа предполагает наличие нескольких компьютеров, чтобы за каждым могло разместиться не более 3-4 человек.

4. “Диагональная схема” урока, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем учеников.

5. Изучение несколькими группами в классе различного исторического материала с последующим обсуждением. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.

6. Лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов учебника на основе самостоятельной работы учеников. Количество компьютеров соответствует количеству учеников, либо в два раза меньше (при парной работе).

7. Использование материалов мультимедийного учебника для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом. Можно организовать работу с одним компьютером по очереди.

8. Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников. Разные варианты предполагают наличие различного количества компьютеров, но их должно быть больше одного.

9. Организация коррекционной работы и дополнительных занятий. При этом желательно наличие более одного компьютера (в зависимости от количества неуспевающих учеников).

10. Домашняя работа учеников.

Источник

2. Конспект урока по истории с использованием мультимедийных технологий "Отечественная война 1812 года".

Цели:
познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года,
учить работать с картой, с дополнительной литературой,
развивать речь, память, мышление, внимание учащихся,
воспитывать любовь к Родине

Оборудование:
мультимедийное оборудование,
CD-диск “История Отечества. 882 -1917 год”,
видеокассета “Война и мир”,
видеокассета “Москва- страницы истории”,
портреты героев войны 1812 года,
иллюстрации Бородинского сражения,
Учебник истории “Наша Родина в прошлом” (автор: Ворожейкина) 3 класс,
раздаточный материал с основными событиями 1812 года (для каждого учащегося – см . Приложение 2) .

1. ОРГ. МОМЕНТ.

2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в прошлое нашей Родины. Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:

“Этот год состоит из двух двузначных чисел, меньших 20, первое число больше второго на 6 и каждое число делится без остатка на 3”.

Учитель. Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке.

Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.

Учитель. Отношения между Россией и Францией постепенно ухудшались. Императором России был Александр I (внук Екатерины II). Императором Франции был Наполеон I Бонапарт (показ портрета).

Биография Наполеона I. Рассказывает подготовленный ученик. (Приложение 1)

Учитель. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: “Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне”. Война была неизбежна.

В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года.

Работа с СD диском “История Отечества”. Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.

Учитель. Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.

Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.

Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья, под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев. (Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)

CD диск. Показ фотографий генералов.

Учитель. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4 – 6 августа произошло крупное сражение. Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона “захватить Россию одним ударом” срывался.

Учитель. Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?

В стране возникли тревога и страх. Александр I назначает главнокомандующим русской армией генерала М.И. Кутузова.

CD диск. Портрет Кутузова.

Учитель. Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили “Приехал Кутузов бить французов”. Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов готовился к генеральному сражению.

CD диск. Бородинское сражение. Рассказывает подготовленный ученик. (Учитель показывает на карте)

Ученик. 26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км. Длилось оно целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления – Багратионовские флеши. В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.

Соотношение сил:

Русские войска:
132 тысячи человек.
624 ствола артиллерии.

Наполеоновские войска:
135 тысяч человек.
578 стволов орудий.

Учитель. Во время экскурсии на Бородинскую панораму мы подробно рассмотрели это сражение.

Рассказывает подготовленный ученик.

Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.

Потери:
Русских – 46 т. человек.
Французов - 58 т. человек.

Учитель. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.

Окажемся на поле сражения.

Показ видеофрагмента фильма “Война и мир” (3 серия. Бородинское сражение.2 мин 15 сек),(На большом экране)

Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает подготовленный ученик:

Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:

Письмо Кутузова жене.

“А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.

Письмо Наполеона жене.

“Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.

Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.

Учитель. Какое значение имело это сражение?

(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)

М.Ю. Лермонтов “Бородино” 2 мин.15 сек.

Учитель. Стихотворение “Бородино” написано в 1837 году к 25-летию Отечественной войны 1812 года.

Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.

Стихотворение читают дети (7 человек)

Учитель. 1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы.

CD диск. Фото “Совет в Филях”.

Учитель. Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне. Напрасно он ждал на Поклонной горе депутацию бояр.

CD диск. Фото “Наполеон в Москве”.

Учитель. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие. Потом Наполеон напишет: “Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу…”

Отступая от Москвы, Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.

CD диск. Партизаны (показ фотографий).

Учитель. Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.

Наиболее известные партизаны:
Подполковник гусарского полка, поэт – Давыдов;
Капитан Фигнер - вел разведку в Москве;
Крестьянка Василиса Кожина – руководила женщинами и подростками.

Великая армия потеряла около 30 тысяч человек в войне с партизанами.

- Чем же закончилась Отечественная война1812 года?

CD диск. Карта “Изгнание Наполеона из России”

Работа с учебником Н.И. Ворожейкиной “Наша Родина в прошлом” 3 класс (стр.142)

Учащиеся делают вывод:

Учитель. 14 декабря – полное изгнание “великой армии” из России.

25 декабря Александр I известил об окончании войны 1812 года.

Изгнав французов из России, закончилась Отечественная война, но война Наполеона продолжалась, т.к. в повиновении находилась вся Европа. Мы сказали Европе, что Наполеона можно победить.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

А) Просмотр видеоматериала.

CD диск. Видеофрагменты.

ВОПРОСЫ К ВИДЕОСЮЖЕТАМ:
На сколько армий было разделено русское ополчение?
Почему планы Наполеона были сорваны?
Какой генерал был смертельно ранен?
Сколько часов продолжалось сражение?
Когда Наполеон вошел в Москву?
Какую помощь оказывали армии партизанские отряды?
Была ли уничтожена французская армия?

Б) Работа в группах.

Учитель. Придумайте 2 вопроса по теме урока

5. ИТОГ УРОКА.

Учитель. Почему войну 1812 года называют Отечественной?

( В этой войне участвовала не только регулярная армия, но и весь народ).

Назовите героев войны 1812 года.

Видеофрагмент “В огне 12 года”.



Источник


3. Факультативный курс « Загадки Сфинкса» с применением компьютерных технологий. История Древнего мира. 5 класс.
Использование материалов Интернет и компьютерных дисков: « Мифологические сюжеты в истории», « Загадки Сфинкса», « Всемирная история в лицах», « Уроки- презентации по Древнему миру».
Пояснительная записка
        Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
-развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа                ( сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности людей).
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, своего и других народов.
     В программе предусмотрены вводные и повторительно - обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных  исторических представлений, лучшей организации познавательной деятельности школьников.
      Программа факультативного курса « Загадки Сфинкса» с применением информационных технологий, рассчитана на детей интересующихся историей, способных к восприятию, поиску новых знаний, их осмыслению и обобщению.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
      У учащихся активно работающих с компьютером формируется более высокий уровень навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии новых компьютерных технологий на факультативных занятиях.
      В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей  природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину  (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Это дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умение в связной монологической форме пересказать текст, раскрыть содержание иллюстрации;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Источник


4. Конспект интегрированного урока по истории и информатике по теме:
«Дипломатия Великой Отечественной войны»

Тема урока: «Дипломатия Великой Отечественной войны».

Место урока: проходит в рамках семейного праздника «Лад»

Тип урока: комбинированный, проводится при изучении темы: «Великая Отечественная война».

Форма урока: мастер-класс для родителей.

Цели: 

Образовательные:
Продолжить формирование знаний об истории нашей страны в годы войны.
Сформировать представление о сотрудничестве стран антифашисткой коалиции в борьбе с общим врагом. Знакомство с персоналиями времени: Сталин, Черчилль, Рузвельт
Сформировать представление о характере помощи СССР со стороны союзников по коалиции в годы войны
Познакомить с различными точками зрения современных историков на значимость этой помощи в деле разгрома врага гитлеровской Германии.
Сформировать представление об открытии Второго фронта союзниками в Нормандии и его значении в боевых действиях

Развивающие:
1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков. Аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на факты.  Делать обобщающие выводы.
2. Развивать творческое мышление, наблюдательность. Дальнейшее умение применять знания на практике.

Развитие общетрудовых и коммуникативно-информационных  умений:
1. Продолжить развитие коммуникативно-информационных умений, творчески подходить к решению различных задач.
2. Развитие операционно-контрольных умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять информационные технологии.
3. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

Воспитательные:
Способствовать развитию патриотических чувств, чувства уважения к истории других государств и пониманию необходимости соединить усилия многих стран в деле борьбы с общим врагом.
Методы обучения:
Частично-поисковый и исследовательского методов проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных технологий, эвристическая беседа.
Оборудование:
Учебное:
Карты по теме  «Великая Отечественная война», «Вторая мировая война», учебник «История Отечества XX – начало XXI века» К.В. Загладин, С, И. Козленко,  дидактические материалы .
Мультимедийный проектор, интерактивная доска и программа Star Board, система голосования. Урок проводится в специализированном компьютерном классе.
Дополнительное:
CD «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия», фрагменты документальных фильмов: Антигитлеровские конференции, задания в режиме Star Board
План урока:
Начало Великой Отечественной войны.
Формирование антигитлеровской коалиции.
Конференции коалиции.
Открытие Второго фронта: Карта
Помощь по Ленд – лизу.
Закрепляющий тест
Рефлексия
Ключевые понятия: антигитлеровская коалиция, ленд – лиз, международная конференция: Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская. Личности – участники конференций. Нормандская операция; встреча на Эльбе
Основные даты:
22 июня 1941г. – начало Великой Отечественной войны;
Июнь 1941 г.  – начало поставок по ленд – лизу;
28 ноября – декабрь  1943 г.  – Тегеранская конференция;
4 -11 февраля 1945г. – Ялтинская  или Крымская конференция;
17 июля – 2 августа 1945 г – Потсдамская конференция;
6 июня – 27 июля 1944г. – высадка армий союзников в Нормандии – открытие Второго фронта;
25  апреля 194 г.  – встреча армий союзников с войсками Красной Армии  на Эльбе.

Ход урока: технологическая карта урока
Ход урока
(основные этапы)
Деятельность учителей
Деятельность учащихся
Предполагаемый ответ
Организационный момент Представления. Знакомство. Объявление темы урока. Создание мотивированной основы поисково-исследовательской деятельности учащихся Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетради. Учитель знакомит с учебной проблемой урока - определить роль усилий антигитлеровской коалиции в деле борьбы с общим врагом.
Изучение нового материала.
Начало Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года началась ВО в. Трагедия нашей страны и народа. Звучат Слова Сталина. Отвечают на вопрос: «Какие чувства вызывают эти слова?» Вывод: тяжелые поражения первых недель не сломили волю народа. Упорное сопротивление  позволило выиграть время для мобилизации сил страны.
Формирование антигитлеровской коалиции. Определение. На доске демонстрирует определение (см. приложение) Антигитлеровской коалиции. Какую помощь ожидалось получить СССР от союзников? Записывают определение в тетради. Отвечают на вопрос учителя. В качестве помощи были предложены поставки по ленд-лизу, т. е. военно-экономическая помощь. Однако ожидалась помощь на театре боевых действий. Вопрос об открытии второго фронта не рассматривался союзниками.
Конференции коалиции. Тегеранская конференция Демонстрируется ролик «Тегеранская конференция» Вопрос учителя: «Какие решения были приняты на ней?» На интерактивной доске демонстрируется таблица «Конференции войны». Задание для отдельного заключается в том, чтобы методом перетаскивания вставить в нужную колонку имя политического лидера, сроки, решения данной конференции. Учащиеся класса выполняют это задание в тетрадях. Сроки: ноябрь 1943 год; Присутствовали: Сталин, Рузвельт, Черчилль. Решения: США и Британия дали обещания открыть второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 года.  Передать СССР части Восточной Пруссии. Сталин обещал начать войну с Японией не позднее трех месяцев после окончания войны в Европе.
Конференции коалиции. ЯЛТИНСАКЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Демонстрируется ролик «Ялтинская конференция» Вопрос учителя: «Какие решения прозвучали на этой конференции?» Продолжение выполнения задания на интерактивной доске другим учеником после просмотра ролика. Сроки: 4-11 февраля 1945 г. Присутствовали: И.В.Сталин (СССР),  Ф.Д.Рузвельт (США) и  У.Черчилль (Великобритания) Решения: уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации. СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после окончания войны в Европе.
Конференции коалиции. БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ Звучит информация подготовленная учеником о Потсдамской конференции. Вопрос: «Чем значимы ее решения?» Продолжение выполнения задания в таблице на доске другим учеником. Сроки: 17 июля - 2 августа 1945 г. Присутствовали: И. В. Сталин (СССР), У. Черчилль (после смены консервативного правительства в Великобритании лейбористским - К. Эттли), Г. Трумэн (США). Решения: Принципы послевоенного сотрудничества; Вопросы репараций; Демилитаризация и демократизация Германии; Организация открытого судебного процесса над военными преступниками; Подтверждение решения о передачи Кенигсберга СССР
Открытие Второго фронта: Карта Демонстрируется карта на интерактивной доске  «Нормандская операция» Вопрос учителя: В чем значимость этого события? Покажите на карте место высадки англо-американского десанта. Ученик выполняет на интерактивной доске в режиме Star Board это задание – показывает место высадки десанта. Ученики класса выполняют это задание в своих контурных картах. Объединенный англо-американские силы, переправившись через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, начали десантную операцию в Северной Франции в Нормандии. В течение месяца союзники заняли плацдарм шириной около 50 км, глубиной 100 км.
Встреча на Эльбе Демонстрируется ролик «Встреча на Эльбе»  Вопрос: «Какое название получила такая дипломатия?» Смотрят и отвечают на вопрос. Такая дипломатия получила название «народная»
Помощь по ленд – лизу. Демонстрирует на интерактивной доске определение.   Демонстрирует изображение техники( студебеккера), используя CD «Уроки отечественной истории» Рассказывает о поставках по этой программе. Знакомятся с программой с помощью дидактических тестов на столах. Ученик выполняет задание  «Собери определение»в режимеStar Board  В данном месте урока желательно организовать дискуссию о значимости помощи союзников в годы войны. Важно обратить внимание на то, чтобы учащиеся в процессе дискуссии опирались на аргументы и факты истории. Завершением дискуссии может быть задание с использованием интерактивной доски: «Вставь пропущенное слово» Общий объем поставок составил 3% от производства продовольствия и 4% от отечественной промышленной продукции.  Автомобилей – 70%; танко-12%; самолетов-10%   Однако надо помнить о своевременности поставок. Можно утверждать, что битву под Москвой наши войска выиграли благодаря именно этой помощи.
Закрепление изученного материала. Учитель предлагает тест « Дипломатия войны», выполненный в системе электронного голосования. Выполняют тест 5 минут. Система голосования подводит итог.
Рефлексия Учитель предлагает выполнить задания рефлексии. Выполняют 5 мин. Сдают
Организационный этап. Учитель отмечает особенно отличившихся в работе учеников, благодарит всех за работу и прощается с участниками урока.